Самый длинный «морской» мост России

До открытия саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества во Владивостоке осталось менее года. Завершается процесс возведения инфраструктурных объектов, многие из которых по своей архитектуре, технологиям строительства и срокам являются уникальными. Они не только украсят наш форпост на Дальнем Востоке, но и обязательно войдут в историю строительной отрасли России. К ним, безусловно, относится и низководный мост через Амурский залив, соединяющий полуостров Де-Фриз с поселком Седанка и являющийся частью скоростной автомагистрали «поселок Новый — бухта Патрокл».

Протяженность моста с 4-полосным движением — 4368 метра, ширина — 22 метра, высота над уровнем моря — 8 метров. Расчетная скорость движения при проектировании объекта — 110 км/час. Заказчиком является Департамент дорожного хозяйства Приморского края.

Генподрядчиком — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК). За такое короткое время — всего два года — мосты такой протяженности в сложных геологических и метеорологических условиях над морской акваторией в России еще никто не строил. На сооружение подобных мостов уходит не менее четырех лет. К тому же совсем недавно ведущими специалистами в области мостостроения считалось, что строительство этого моста крайне затруднено по причине малых глубин и обилия банок в акватории залива. Но мост состоялся! Сегод- ня его контур с грациозным изгибом четко просматривается над Амурским заливом. Для сооружения в предельно сжатые сроки столь масштабного объекта была применена инновационная технология строительства, разработанная проектно-строительной фирмой «Спецфундаментстрой» из г. Геленджика. Обладая значительным опытом использования пионерного метода при строительстве крупных гидротехнических сооружений на морской акватории, специалистам фирмы удалось разработать инновационную технологию и для данного объекта. То, что данная технология применялась впервые в мировой практике, подтверждено авторскими свидетельствами и патентами, полученными «Спецфундаментстроем». Многие ведущие специалисты в области гидротехнического проектирования и строительства знают из мирового опыта примеры чрезвычайно высокотехнологичных мостов. Но даже в их ряду низководный мост через Амурский пролив считают уникальным.

Инновационной составляющей примененной технологии является «Самопередвигающийся технологический комплекс», который оснащен самым современным по производительности оборудованием от мировых производителей — кран LIEBHERR 1280 (грузоподъемность 280 т), мощные ги- дромолоты IHC- S280 и «Junttan» ННК-15/18S с маслостанциями, дизельными электростанциями, специальными движителями и другим необходимым оборудованием. Общая масса технологического комплекса превышает 700 тонн. Этот технологический комплекс «унифицирован», а поэтому способен выполнять полный комплекс задач по производству оснований низководного моста:
— он самостоятельно движется над водой от берега до берега, по инвентарным сваям, которые сам погружает перед собой;
— он сооружает временный мост с железнодорожной колеей, который обеспечивает бесперебойную доставку крупногабаритных конструкций и стройматериалов без использования плавсредств;
— он позволяет производить скоростное погружение крупногабаритных свай, как прямых, так и наклонных, под опоры моста;
— он осуществляет погружение крупноразмерных свай-оболочек на проектную глубину в прочных грунтах с обеспеченной несущей способностью на выдергивание с усилием не менее 300 тонн;
— он движется, изготавливая опоры моста, как по прямой, так и по дуге, которая предусмотрена конструкцией моста;
— он обеспечивает требуемую экологическую безопасность в период строительства.

Внедрение в производство этой технологии позволило производить работы круглогодично и круглосуточно, вне зависимости от погодных условий, без использования дорогостоящих плавсредств, практически исключив водолазные и сократив до минимума сопутствующие работы.

Строительство моста было организовано с обоих берегов, навстречу друг другу. Благодаря бесперебойной работе двух технологических комплексов (со стороны Седанки работы осуществлялись ТМК, а со стороны Де-Фриза — «Спецфундаментстроем») 63 опоры моста в акватории Амурского залива были изготовлены в рекордно короткие сроки — за восемь месяцев. Работа технологических комплексов с обеих сторон позволила для ускорения строительства производить часть работ в параллельном режиме. За счет разбивки на отдельные этапы работы — погружение свай, бурение, армирование, бетонирование, устройство ростверка и надвижка пролетных строений — все операции выполнялись одновременно, с небольшим разрывом.
Причем специалистам «Спецфундамент строя», обладающим большим опытом аналогичных работ, пришлось первым технологическим комплексом пройти четыре с половиной километра через весь залив от Седанки до Де-Фриза, погрузив все инвентарные сваи и обеспечив этим беспрепятственное движение второго технологического комплекса ТМК. А затем было пройдено еще более двух километров, от Де-Фриза в обратном направлении к центру залива, с изготовлением основных опор моста с 7 по 36 (каждая опора состоит из 12 армированных свай, соединенных ростверком). Им достались работы на наиболее сложном участке моста, который проходит по дуге, а все основные сваи в соответствии с проектом погружались только наклонно (технология погружения таких свай более трудоемкая). На этом же участке отмечались и наиболее сложная геология дна и максимальная толщина илов, глубина погружения свай достигала 50 метров.

Стыковка произошла посередине Амурского залива на запланированной 36-й опоре. Выполнив на отлично свою работу, технологические комплексы были демонтированы и вывезены на берег, освободив дорогу надвигающимся пролетным строениям.

Если подводить итоги новаторской работы «Спецфундаментстроя» на данном объекте, то можно отметить целый ряд достижений в гидротехническом строительстве.

Впервые в мире благодаря внедрению в производство многофункционального «Самопередвигающегося технологического комплекса» объект такой сложности строится в столь сжатые сроки, и при этом качество работ соответствует мировым стандартам.

Впервые в России над морской акваторией возводится мост для скоростного автомобильного движения длиной более 4 километров.

Впервые в мировой практике произведены погружения сверхдлинных свай (цельная свая O1420х20 мм, длиной до 62 метров при массе 42 тонны). И наконец, впервые в гидротехническом строительстве для доставки крупногабаритных и тяжеловесных грузов к месту монтажа был изготовлен временный мост с железнодорожной колеей, обеспечивающий движение тепловоза с тремя гружеными платформами.

Для «Спецфундаментстроя», несмотря на все возникающие производственные, финансовые и организаторские трудности, этот путь уже пройден — свайный фундамент моста стоит прочно и надежно.

По этому поводу хочется привести слова генерального директора ТМК Виктора Григорьевича Гребнева из его интервью: «Знаете, дело не только в деньгах, хотя, конечно, без них никуда. Деньги потратил — и все. А мосты остаются людям, следующим поколениям — нашим детям, внукам и правнукам». Тем не менее специалисты «Спецфундаментстроя» надеются, что их достойно выполненная работа будет оплачена генподрядчиком соответственно, то есть полностью».

Подводя черту, можно смело констатировать, что этим объектом Россия открыла новое направление — строительство сверхдлинных мостов на морской акватории, что позволяет ей создать новые транспорт ные магистрали не только с островами, но и с материками. В этом ряду наиболее перспективным представляется проект строительства моста на о. Сахалин. Современные технологии позволяют соединить этот огромный остров надежной транспортной магистралью с материком в течение четырех лет, что окажет существенное положительное влияние на развитие экономики России.

Артем Началов.
Строительная газета
№41 14 октября 2011 г.
http://stroygaz.ru/

Добавить комментарий